МОУ "ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза Г.Ф.Шигаева"
село Кувыка
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    1. Читательская грамотность.

    2. Математическая грамотность.

    3. Естественно-научная грамотность

    4. Финансовая грамотность

    5. Креативное мышление

    6. Глобальные компетенции

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.

    В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):

    в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
    инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
    участники исследования выполняют задания на компьютере;
    все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
    исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.

    • Нормативные документы по формированию и оценке функциональной грамотности

      УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)

      ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)

      ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

      ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»

      ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 сентября 2021 года №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год»

      ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»

      ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 8 сентября 2022 года №1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год»

    На сайте ФИПИ опубликовали открытые банки заданий по читательской и естественно-научной грамотности, а также сформировали открытый банк оценочных средств по русскому языку

    Банк заданий по оценке читательской грамотности подготовили для учеников 5–9-х классов. Задания разработали на основе текстов по русскому языку, истории, обществознанию, географии, биологии, химии и физике. Всего в банке 900 заданий.

    Открытый банк заданий по оценке естественно-научной грамотности состоит из заданий для учеников 7–9-х классов. Всего в банке 700 заданий.

    Дополнительно ФИПИ опубликовал банк оценочных средств по русскому языку для учеников 1–11-х классов. Открытый банк оценочных средств по русскому языку включает более 10 000 заданий по основным разделам курса русского языка «Чтение», «Письмо», «Слушание», «Говорение», «Основные разделы науки о языке», включая задания с устной формой ответа, а также 60 контрольных измерительных материалов для проведения итоговых работ для начального общего, основного общего и среднего общего образования.

    Банк заданий по формированию и оценке функциональной грамотности

    Читательская грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

    Математическая грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

    Финансовая грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

    Глобальные компетенции - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

    Естественнонаучная грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

    Креативное мышление - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

    Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

    Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»

    Функциональная грамотность 5,7 класс. 

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности 

    Методические материалы по формированию и оценке функциональной грамотности

    Читательская грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России)

    Математическая грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России)

    Естественнонаучная грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России)

    Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (Сергеева Т.Ф., Академия Минпросвещения России)

    О формировании системы управления процессами достижения новых результатов функциональной грамотности в Российской Федерации (Минпросвещения России)

    Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы

    Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие

    Мастер-класс «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности 21 века»

    Мастер-класс «Некоторые инструменты формирования глобальной компетентности»

    Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности

    Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

    Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

    Памятки и пособия для учащихся и родителей

    Читательская грамотность

    Математическая грамотность

    Финансовая грамотность

    Естественно-научная грамотность

    Глобальные компетенции

    Что значит быть грамотным в XXI веке

    Что нужно знать о функциональной грамотности родителям

    Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации для родителей

    Профилактика буллинга в детском коллективе

    Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других

    Что делать если ваш ребенок вовлечен?

    Руководство по противодействию и профилактике буллинга

    Полезные ссылки

    Материалы по функциональной грамотности

    Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)

    Повышение качества образования через достижение новых образовательных результатов. Материалы площадки августовского совещания

    Национальные и международные исследования качества

    Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022

    Мастер-классы PISA.

    Сборник-2021. Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся: от теории к практике.

    Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.

    Технологические карты по формированию функциональной грамотности для 1-4 классов

    Технологические карты по формированию функциональной грамотности для 5-9 классов

    Методическое сопровождение программы внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности

    Программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся (5-9 классы)»

    Программа курса «Развитие креативного мышления обучающихся (7-9 класс)»

    Читательская грамотность. Методическое пособие для педагогов

    Естественнонаучная грамотность. Методическое пособие для педагогов

    Математическая грамотность. Методическое пособие для педагогов

    Финансовая грамотность. Методическое пособие для педагогов

    Вебинары по формированию функциональной грамотности

    Формирование читательской грамотности

    Формирование математической грамотности

    Формирование естественнонаучной грамотности

    Развитие креативного мышления

    Полезные ресурсы

    Функциональная грамотность школьников

    Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

    Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf

    Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

    Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

    Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

    Центр оценки качества образования ИСРО РАО

    Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

    Ссылка: http://www.centeroko.ru/

    Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

    Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

    Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по читательской грамотности

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

    Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

    http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

    Издательство «Просвещение»

    https://media.prosv.ru/fg/

    Банк тестов

    https://banktestov.ru/test/3674

    Московский центр качества образования

    https://mcko.ru/articles/2127

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

    https://iro63.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/ 

    http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Категория:Функциональная_грамотность

    Материалы для профессионального саморазвития педагога

    ​​ЯндексУчебник КУРС: "Функциональная грамотность развиваем в школе"​  просмотр​​

    ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности​                               просмотр

    Интенсив ЯУчитель 3.0​                                                                                                        просмотр

    Тест "Цифровые компетенции педагога"  ​                                                                   просмотр

    Образовательная платформа "Просвещение" ​                                                          просмотр​​

    Корпорация "Российский учебник": Вебинары для педагогов по

    формированию функциональной грамотности​                                                   просмотр

    Формирование функциональной грамотности на уроках

    русского языка (вебинар)​                                                                                                  просмотр

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie